Приветственное  слово протоиерея Алексия Панченко на первом Межрегиональном Фестивале православных обществ трезвости имени С.А. Рачинского «Татевские чтения — 2012»

Честные отцы, братья, сестры!

Рад приветствовать всех тех, с кем раньше приходилось общаться лишь по телефону, а также видеть на фотоснимках или видеороликах!

Год назад мы начали трезвенническую работу, создав семейный клуб трезвости. Для меня как священника все началось с того, что огромное количество людей, находящихся в тяжелом душевном состоянии, приходило на исповедь. Причиной такого недуга были проблемы с алкоголизмом у них самих, либо у родственников. При этом в одинаковой степени страдали как сами зависимые так и их близкие, так называемые созависимые.

15 летний опыт священнического служения убедил меня в том, что трех-пяти минут вовремя исповеди, когда я слушаю рассказы людей, недостаточно, чтобы в полной мере помочь человеку. К тому же зачастую в храм приходят люди, которые не воцерковлены, их зачастую попросту называют захожанами. А потому у них не хватает мужества, чтобы подойти к священнику после богослужения, да и у меня не хватает времени для обстоятельной беседы.

И вот в какой-то момент времени терпение кончилось, и очень четко возникло решение — пусть я не могу решить вопрос радикально, но ведь надо с чего-то начинать. Плодом долгих размышлений стало сначала создание группы, а потом православной трезвенной общины.

Вторым важным для меня моментом стал личный опыт. Когда начинаешь с самого себя, пытаешься присмотреться к себе, то поначалу считаешь, что в тебе проблем. Но однажды, в одно из воскресений после праздничного богослужения меня поразило: я забираю детей и собираюсь с ними поехать на дачу, со мной моя любимая матушка. И вдруг ловлю себя на мысли, несмотря на предчувствие радости от общения с детьми, что радости будет больше, если я выпью бутылку пива. Такие мысли меня поразили – любимые дети, супруга, дача, но оказывается этого мало. Оказывается необходим допинг. Это меня поразило. Был кризисный момент, когда я вдруг понял, что вопрос во мне находится много глубже.

Третий вывод стал следствием первых двух наблюдений. Помощь таким людям и утверждение трезвости со светской точки зрения занятие неблагодарное и унизительное, но с духовной точки зрения – это большой подвиг, требующий концентрации сил физических и моральных, душевных и духовных. Да и польза, которую можно принести людям уж больно высока.

Тогда-то мы решили двигаться к созданию группы само и взаимопомощи. Божиим промыслом нам в руки попалась книга об общине трезвости в Ромашково, которая называлась «Вразуми меня и буду жить». Прочитав беседы, я понял, что подход, изложенный в этой книге, очень близок для христианина. Так утверждается, что алкогольная зависимость является страстью, которая переходит в болезнь и извращает мироощущение самого себя, окружающего мира и Бога.

То, что было предложено – коррекция поведения, основанное на осознании своего собственного «я» очень близко для православного мировоззрения. Мы остановились на такой концепции. Мне лично кажется, что несмотря на «громадные» труды по вхождению в западное общество, большинство наших людей ориентировано на традиционные семейные ценности и молодежь все равно мечтает и тянется к семейной жизни, которая была установлена нашими отцами.

Поэтому семейный клуб трезвости – комплексное решение задачи. Сначала нас было всего три человека. На первых порах мы переписывались с московскими общинами трезвости, но тем не менее продолжали работу, так сказать, в тестовом режиме. Вскоре нас стало 12-14 человек – несколько семей. Должен сказать, что я даже комплексовал, как проводить такую встречу. Проще бы прочитать лекцию, когда люди вынуждены тебя слушать. Собственно говоря, я так и делал. Но беседа может дать гораздо больше, здесь каждый может выслушать другого и высказаться самостоятельно. Это общение душ, и это беседа, где для каждого существует пространство, где он может высказаться. Такое общение позволяет довериться друг другу, утвердиться, что меня любят, уважают, что я важен. Это раскрывает внутренние возможности человека. Как бы ни был человек обезображен или искажен внешне, человек есть образ Божий. На каком бы дне не оказалась жизнь человека, образ Божий не сокрушим. А значит есть точка, из которой может исходить полное перерождение личности.

Это эффективная работа на приходе, доступная, главное, чтобы у энтузиаста было желание и терпение. Необходимо пройти тестовый режим, научиться терпеть, преодолевать усталость, ведь не напрасно Бог его посылает. Взаимопомощь – главный постулат нашей общины трезвости, если люди срываются – то мы выезжаем к людям, молимся, звоним, не сколько уговариваем, сколько поддерживаем человека в трудной ситуации. Раньше многое приходилось делать самому, сейчас же есть люди, на которых я могу положиться.

И вот я приехал сюда, чтобы пообщаться с единомышленниками. Конечно же, захотели поехать чуть ли не все, но финансовые возможности этого не позволили. Слава Богу, что находятся помощники в добрых делах!

Вот таков мой рассказ.

Протоиерей Алексий Панченко, город Стерлитамак

 

)

Просмотры (70)