«Татевские чтения — 2014»

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Владыка Адриан и о. Алексий Бабурин
Владыка Адриан и о. Алексий Бабурин

16 мая 2014 года в Тверской области открылся международный фестиваль православных обществ трезвости «Татевские чтения – 2014 им С.А.Рачинского». Он проводился в селе Татево, где жил и работал выдающийся педагог Сергей Александрович Рачинский. Здесь он в 1882г. создал Татевское общество трезвости, положившее начало движению за трезвость в Русской Православной Церкви. По его образцу в дальнейшем создавались тысячи подобных обществ.

Фестиваль проводился по благословению Высокопреосвященного Адриана, епископа Ржевского и Торопецкого, при поддержке администрации Оленинского района Тверской области и лично О.И. Дубова, силами Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости и Координационного центра по противодействию алкоголизму и наркомании Северного Московского викариатства. Неоценимую помощь в проведении Фестиваля оказал приход храма Всех Святых на Соколе и настоятель храма протоиерей Василий Бабурин.

«Татевские чтения» впервые прошли осенью 2012 года, сейчас они проводятся во второй раз. Цель фестиваля – создание на время проведения в Татево «территории трезвости», где участники могли бы приобщиться к традициям трезвеннического движения в России.

Первый день: открытие и конференция

Сегодня в рамках фестиваля состоялась научно-практическая конференция, на которой обсуждались несколько связанных тем: методики борьбы с патологическими формами зависимости, работа семейных клубов трезвости и деятельность С.Рачинского. «Татевские чтения» открылись молебном в Троицком храме села Татево.

2
Молебен на могиле С.А.Рачинского

Затем с приветственными словами выступили епископ Ржевский и Торопецкий владыка Андриан, глава Оленинского района Тверской области Олег Дубов, председатель правления Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости протоиерей Алексий Бабурин, благочинный Оленинского района протоиерей Владимир Евстигнеев и директор Татевской школы им.С.А.Рачинского Валентина Михайловна Марченкова.

Что такое зависимость?

Состоявшаяся конференция была разделена на три тематические секции. Первая из них посвящена вопросу о том, что такое зависимость, и духовному аспекту в реабилитации.

3
Научная конференция

Так, доцент кафедры наркологии РМАПО Екатерина Соборникова рассказала о так называемом био-психо-социо-духовном подходе к пониманию зависимости. Он предполагает, что различные виды зависимостей имеют общие причины развития, которые кроются на четырех уровнях. На биологическом уровне это может быть, в частности, наследственность, повреждения центральной нервной системы или головного мозга, на психологическом — неумение справляться с жизненными ситуациями, плохая переносимость стрессов, неумение обращаться за помощью. На социальном уровне главный возможный изъян – дефицит семьи.

Существуют свои дефицитарности и на духовном уровне. Так, по словам Е.Соборниковой, они могут касаться ценностно-смысловой сферы – это может быть повреждение ценностей, недостаточная их сформированность: искаженное представление о человеческой жизни, смерти, любви, одиночестве, недостаточность саморазвития и др. Таким образом, по мнению Е.Соборниковой, в реабилитационной программе должна учитываться не только медицинская, но и духовная составляющая.

Теме понимания того, что такое зависимость, было посвящено и выступление иеромонаха Иринарха, клирика Архангельского подворья Казанского мужского монастыря Шуйской Епархии. По его словам, сейчас сложилось два подхода к пониманию зависимости: как греховной страсти или как химической болезни в классическом понимании этого слова (медико-биологический взгляд). Иеромонах Иринарх подробно остановился на подходе понимания болезни как греховной страсти, отметив, что в некоторых случаях при избавлении от одной страсти она может заменяться другой, высшей. В этом случае человек не приближается к спасению, а удаляется от него.

С докладом также выступила представитель научного центра психического здоровья НЦПЗ РАМН Ольга Борисова. Она отметила, что в случае, если у человека возникает психическое заболевание, нельзя ограничиваться признанием только духовной составляющей этого заболевания – это может повредить самим больным. Бывают случаи, что при такой оценке больные вовремя не получают медицинского психиатрического лечения.

Протоиерей Алексий Бабурин, подводя итоги обсуждения этого вопроса, подчеркнул, что, действительно, существует проблема, как квалифицировать состояние человека, пристрастившегося к психоактивным веществам. По его мнению, духовный и медицинский подходы не противоречат друг другу – есть только разные языки описания одной и той же проблемы. И био-психо-социо-духовный (экологический) подход – наиболее удачный путь к согласованию различных взглядов.

4
Выступление Е.Соборниковой

Специалисты Душепопе-чительского православного центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского Елена Синекаева и Надежда Никольская рассказали о своем опыте работы с созависимыми и реабилитации опийных наркозависимых с длительным стажем употребления.

Выступление протоиерея Алексия Панченко, настоятеля храма мч.Татьяны из города Стерлитамака, было посвящено работе семейного клуба трезвости. Кроме того, о работе в своих регионах рассказали ведущий группы «Начало» из Владимира Александр Гребнев и представители Екатеринбургского приходского общества «Трезвение» храма святителя Николая.

Семейные клубы трезвости

Главной темой второй секции стала работа православных семейных клубов трезвости (СКТ) в России. С докладами на эту тему выступили представители межрегионального общественного движения в поддержку таких клубов – Андрей Магай, Дмитрий Девяткин, Елена Савина, Любовь Новикова и Ирина Микурова. Сейчас в различных регионах действует 19 клубов. Межрегиональное движение в поддержку семейных клубов трезвости работает на безвозмездной основе, помощь еженедельно оказывается примерно 160 семьям. Историю, основные методологические принципы и текущее состояние клубов, состоящих в Движении, осветил А.Магай.

Д.Девяткин рассказал об основных «мифах», препятствующих людям на пути к избавлению от алкоголизма. Например, человек боится, что может стать изгоем в обществе, где все вокруг пьют; однако в действительности, по словам Д.Девяткина, скорее он постепенно станет примером для окружающих. Для успеха важна регулярность посещений в сочетании с желанием изменить свой образ жизни.

Л.Новикова рассказала о проблемах созависимости в работе СКТ; И.Микурова – об информационных ресурсах движения СКТ; Е.Савина поделилась своими наработками о роли совести в духовно-нравственной системе воспитания.

С.А.Рачинский и его общество трезвости

Третья секция конференции озаглавлена «С.А.Рачинский – ученый, педагог и создатель православного общества трезвости». С докладами на эту тему выступили исследователи деятельности С.А.Рачинского. Так, в докладе Юлии Марковской отмечалось, что созданное им Татевское общество трезвости начало работу в 1882г. В начале оно насчитывало около 300-400 человек, к началу XX века – около 1000 членов. Общество не имело устава или официальной санкции; среди методов работы – личный пример, организация паломничеств.

Доклад Анны Горячевой касался круга общения С.А.Рачинского – людей, которые состояли с ним в переписке в татевский период его жизни. Среди них были обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев, писатель и публицист В.В.Розанов, игуменья Екатерина (Ефимовская) и святитель Николай Японский.

На конференции также сравнивалось отношение к алкоголю в России и в Японии — своими наблюдениями на этот счет поделилась Наталья Ерофеева. Помимо обсуждения деятельности С.А.Рачинского, на конференции был также представлен доклад Натальи Соколовой о работе выдающегося педагога А.С. Макаренко.

Закрывала конференцию директор школы им. С.А.Рачинского В.М.Марченкова. Она напомнила, что в школе сейчас остаются лишь 17 учеников, и, несмотря на это, школа сохраняется: ее закрытие может привести к исчезновению всего села. В ближайшие пять лет наполняемость школы, как ожидается, сохранится на уровне 17-20 человек. По мнению, В.М.Марченковой, проведение фестиваля «Татевские чтения» не только привлекает внимание к вопросам трезвого образа жизни, но и к проблемам села Татево и сельского образования в целом.

 5

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Второй день фестиваля начался заседанием круглого стола, в ходе которого психологи, педагоги и ведущие семейных клубов трезвости делились практическим опытом. Ключевым стал вопрос о допустимости директивности и авторитарности в семейных отношениях, в преподавании и в работе с участниками клубов.

Днем для участников фестиваля, местом проведения которого стало село Татево Тверской области, провели экскурсию по местам, где работал выдающийся педагог и основатель первого в России общества трезвости Сергей Александрович Рачинский. Татево – родовое имение дворян Рачинских-Баратынских. Среди его достопримечательностей – двухэтажное кирпичное здание школы, постройка которого началась при жизни С.А. Рачинского и была завершена после его смерти в 1907 году.

Основное здание усадьбы находится в полуразрушенном состоянии, но доныне сохранились усадебный парк и несколько деревянных построек, существовавших еще во время С.А. Рачинского. Кроме того, в Татеве работает краеведческий музей имени художника Николая Богданова-Бельского, который был воспитанником этого выдающегося педагога. В экспозиции собраны материалы, касающиеся жизни С.А. Рачинского и его учеников, истории села и окрестностей.

В сельской школе, носящей имя Сергея Алесандровича, сейчас учатся всего семнадцать человек, в то время как еще в 1990-е годы здесь было около двухсот воспитанников. Как рассказала во время экскурсии директор школы Валентина Марченкова, в селе ранее действовал успешный совхоз «Оленинский». После того, как в 90-х он прекратил свое существование, люди стали постепенно покидать Татево. Сейчас в селе рабочие места есть только в школе, и практически все оставшиеся жители-мужчины вынуждены уезжать на заработки. В селе зарегистрировано около 300 человек, но постоянно проживающих намного меньше.

После экскурсии вокруг храма Живоначальной Троицы был совершен крестный ход с чтением акафиста Божией Матери в честь иконы Ее «Неупиваемая Чаша». Празднование чудотворному образу Церковь совершала на следующий день. За всенощным бдением несколько участников семейных клубов дали обет трезвости.

Завершила фестиваль концертная программа с выступлениями музыкантов и хороводного коллектива, а финальной точкой стал праздничный салют.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

В заключительный день фестиваля было решено совершить паломничество в обитель преподобного Нила Столобенского. Выезд из Татево пришлось запланировать на четыре часа утра, зато организованные автобусные группы прибыли в монастырь ровно в восемь – к началу братского молебна.

Нилова пустынь – великая святыня, настоящая жемчужина Тверской земли, по слову приснопамятного Патриарха Алексия II. Для участников фестиваля, носящего имя С.А. Рачинского, дорога память о том, что в конце XIX века этот педагог и просветитель, основатель первого в России православного трезвенного общества вместе со своими учениками пешком ходил поклониться Нилу Чудотворцу, как называли святого жители окружных сел и городов. Учителя и ученики татевской школы в летнюю пору шли в Нилову пустынь – примерно 150 верст – проселочными дорогами. По пути дети имели возможность познакомиться с родной природой, сделать пейзажные зарисовки. В частности, для будущего художника Н. П. Богданова-Бельского один из таких походов и пребывание в монастыре послужили стимулом попробовать себя в иконописи. Впоследствии он распишет татевскую Троицкую церковь и несколько других храмов.

Для отправившихся в паломничество участников фестиваля большой радостью была возможность причаститься в этом святом месте, святыням которого приходил поклониться и тот, чье дело они продолжают.

Тихой и безмятежной радостью завершился Международного фестиваля православных обществ трезвости имени С.А. Рачинского «Татевские чтения-2014». После трапезы и обзорной экскурсии, во время которой участники получили замечательную возможность насладиться необыкновенной красотой монастыря и замечательной погодой на берегу озера Селигер, автобусы отправились в Москву.

 Авторы статей: Дмитрий Никитин, Ирина Микурова

Фестиваль "Татевские чтенияя"

Перейти к верхней панели