Закрыта в 1937 году. С 1995 года службы были возобновлены, церковь неспешно восстанавливается. Если в 2003 году можно было видеть ремонт откосов церкви с помощью гипсокартона, то уже в 2008 церковь восстанавливалась более солидно, оштукатуриванием стен цементным раствором. Вероятно, появился какой-то прихожанин, жертвующий более-менее приличные деньги на ремонт храма.
Церковь была — вероятно — домовым храмом семьи Рачинских, местных помещиков. Два алтаря. Чтимый святой — уроженец этих мест равноапостольный Николай Японский.
В ограде церкви похоронена Мария (Маня) Константиновна Рачинская (род. 29 сентября 1865 г., ум. 2 июля 1900 г. в Англии (12.10.1865 — 15.07.1900) — дочь директора Петровской сельско-хозяйственной академии Константина Александровича Рачинского, племянница педагога Сергея Александровича Рачинского, с которым Толстой был знаком и находился в переписке.
Дочь Толстого пишет в дневнике 15 февраля 1889: Утром приходила Маня Рачинская. Вот жалкая: богатая, хорошенькая, любит отца и брата, ими любима, и не только не может найти смысл жизни, но не умеет даже веселиться, ноет, какие-то глупости делает и всем завидует.
Младшая дочь Толстого Александра Львовна пишет: Большой радостью для всей семьи была женитьба Сергея на Мане Рачинской, дочери директора знаменитой сельскохозяйственной Петровской Академии. Трудно было себе представить застенчивого, скрытного, стыдящегося выражения всяких чувств, некрасивого Сережу, ухаживающим за хорошенькой, привлекательной девушкой, Маней Рачинской. Танина подруга была прелестна, умна, мила, образована (она окончила университет в Англии).В апреле 1895 года Толстой писал жене: Я после завтрака вошел в Танину комнату. Там была Маня . Я думал, что она одевается, извинился и хотел затворить дверь. — «Нет, вы не мешаете», — сказала она, и тут же выступил от стены Сережа сконфуженный, тоже заявляя, что я не мешаю. Они оба были так сконфужены, что я был уверен, что свершилось, но, к сожалению, когда я вернулся после велосипеда, Сережа сказал, что она едет нынче, и когда я спросил о том, что у них было с Маней, он сказал: «Щекотливый разговор». Она нынче уехала в Англию.
Сережа с Маней уехали за границу — Лев Толстой, 19 октября 1895 г. Ясная Поляна. После свадебного путешествия они расстались.
А.Л. Толстая: …настолько женитьба Сергея оказалась большим для всех огорчением. Никто не знал настоящей причины, почему неожиданно Маня, которую так ласково приняли в семью, которую Сергей так любил, неожиданно его бросила. Кругом делалось, как всегда, много предположений, обвиняли Маню, гадко сплетничали. Сергей молчал. Он уединился в свой маленький домик в Никольском-Вяземском, играл на фортепиано, сочинял, и в музыке изливал свое горе. У Мани родился сын Сергей. После родов она вскоре заболела туберкулезом и умерла.
Для меня неожиданно было прочитать, что у Марии Рачинской родился сын. Интересно проследить, что с ним случилось в дальнейшем. Вот оно, находим дальше в архиве Толстого: …Маня, первая жена Сергея, которая ушла от него, умерла несколько лет назад от чахотки. Единственный сын от этого брака, Сережа, воспитывался у деда Рачинского.
Любопытно, что случилось далее с Сергеем:
Сергей Сергеевич Толстой (1897-1974), переводчик с русского на английский язык, кандидат педагогических наук.
Да, кстати, находим информацию — родился 24 августа 1897 в Англии. Отсюда его хорошее знание английского языка. Позднее переехал в СССР. В сети есть заметка, что он преподавал на курсах английского языка (до войны).
Еще о нем найдено совершенно неожиданное и любопытное. Автор воспоминаний: Виктор Сергеевич Тутунов, ученый-кардиолог. Я нашел его адрес, он сделал интересные уточнения.
Семья моей бабушки вплоть до 1974 года жила в особняке, который расположен в Лёвшинском переулке (дом сохранился). А во время войны всё семья голодала, и им помогал Сергей Сергеевич Толстой (внук Л.Н.Толстого, сын старшего сына Льва Николаевича — Сергея Львовича), который так же жил в этом особняке на 1 этаже (бабушка с детьми жила на втором). У Сергея Сергеевича был хороший паёк и он всё время подкармливал детей. Были и яблоки из Ясной Поляны.
Сергей Сергеевич в 1921 году был дьяконом у митрополита Трифона (Туркестанова), который так же изображён Кориным на картине «Русь уходящая». Надо сказать, что Сергей Сергеевич сильно картавил, владыка Трифон шутил, что его никто так не ругает как граф Толстой. А дело вот в чем: вместо «граду и храму» диакон Толстой возглашал так «гаду и хаму»…
Сергей Сергеевич снял сан и женился на Абрикосовой (знаменитые купцы), которая страдала, видимо, гемофилией и умерла. Сергей Сергеевич стал жить один…
Умер он в 50 годы, мои родители были на его похоронах.
И еще, уже в ответе на мой запрос: Могу ещё добавить, что Сергей Сергеевич во время войны перешёл в Старообрядческую церковь, он считал, что не дело Церкви собирать деньги на оружие. Хотя, надо сказать, старообрядцы тоже собирали на это деньги.
Но отпевали его в храме РПЦ.
Последние годы жизни он был женат на малокультурной женщине, по профессии — почтальонше.
Про смерть в 50х годах — это ошибка, конечно.
Годы службы дьяконом, получается — с 1919 по 1927 (примерно).
Первым браком женат с 1918 г. на Марии Александровне Кражановской (1898 † 1919)
Вторым браком — с 02.05.1927 на Вере Христофоровне Абрикосовой (27.03.1906 † 29.04.1957)
Третьим браком — с 29.07.1966 на Раисе Васильевне Чучковой. (1922 — ?). Разведены с 1974 года.
Вот его фотография в 50х гг прошлого века (с В.Х. Абрикосовой):
Скончался 18 сентября 1974 года и похоронен на Введенском кладбище.
На этом ветвь заканчивается, т.к. детей у него не было. Этим и объясняется то, что у могилы нет ухода.
К сожалению, фотографии самой Марии (Мани) Константиновны Рачинской я не нашел.
Есть только ее надгробный камень.
Могильная плита смотрится неухоженно. Такое впечатление, что все плиты и памятники — а их несколько — просто стащены в одно условное место вне церкви и приблизительно расставлены.
Это, к сожалению, имеет под собой основание. Если в исторических мемуарах советского времени хищение ценного мрамораприписывается немецко-фашистским оккупантам (взорвали усыпальницу и украли камень, взорвали барский дом и украли паркет), то более откровенные современные историки указывают на то, что памятники были растащены местными жителями в пост-революционное время. Плиты использовались как опора для правки металла. Останки были выброшены из фамильной усыпальницы…
————————————————————————————————————————————————————-
Вот такая история. Быть может, она проиндексируется поисковиками, и кто-то со временем захочет дополнить этот небольшой дайджест.
Спустя несколько месяцев мне удалось получить две фотографии Марии Константиновны.
М.К. Рачинская с мужем С.Л.
Толстым. 1896 г. Ясная Поляна. Фотография С.А. Толстой.
М.К. Рачинская с сыном Сергеем. 1897 г. Москва. Фото Ф. Опитца.
Просмотры (48)