Заметки

Трезвенное движение С.А. Рачинского сегодня

Публикация в интернет-журнале «Покров» от 18.08.2015 о трезвенном движении в России и семейных клубах трезвости. «Трезвенное движение С.А. Рачинского сегодня».  Автор — Ирина Ушакова.

http://pokrov.pro/trezvennicheskoe-dvizhenie-s-a-rachinskogo-segodnya/

Просмотры (982)

В Тверской области прошли «Татевские чтения-2016»

Публикация на портале «moseparch.ru» от 26.05.2016 о Фестиваля «Татевские чтения — 2016» — «В Тверской области прошли Татевские чтения». Пресс-служба КЦ ПАН СВ

http://www.moseparh.ru/news/text/51926.html

Просмотры (49)

Обеты и салют

Публикация на портале «Приходы.ру» от 19.05.2014 о втором дне Фестиваля «Татевские чтения — 2014». Автор Дмитрий Никитин

http://prichod.ru/society-of-soberness/14452/

Просмотры (7)

Сохраняя наследие Рачинского

Публикация в интернет-журнале «Покров» от 18.05.2015 о майской поездке участников семейных клубов трезвости в Татево. «Сохраняя наследие Рачинского».  Автор — Ирина Ушакова

http://pokrov.pro/sohranyaya-nasledie-s-a-rachinskogo/

Просмотры (0)

Территория трезвости

Публикация на портале «Приходы.ру» от 17.05.2014 о первом дне Фестиваля «Татевские чтения — 2014». «Территория трезвости».  Автор Дмитрий Никитин

http://prichod.ru/society-of-soberness/14430/

Просмотры (14)

Закрытие Фестиваля-2014

Публикация на портале «Приходы.ру» от 20.05.2014 о третьем дне Фестиваля «Татевские чтения — 2014». Автор Ирина Микурова

http://prichod.ru/society-of-soberness/14475/?sphrase_id=52392

Просмотры (0)

У ИСТОКОВ ЛИЧНОЙ И НАРОДНОЙ ТРЕЗВОСТИ: ЧТО ТАКОЕ ОБЩИНЫ ТРЕЗВОСТИ И ЗАЧЕМ ОНИ ОРГАНИЗУЮТСЯ В НАШИ ДНИ?

Публикация на портале «Православие.ру» от 25.09.2012 о подготовке к Фестивалю «Татевские чтения — 2012». Автор Ирина Микурова

http://www.pravoslavie.ru/56307.html

Просмотры (2)

С поля за карандашом и бумагой не побежишь…

Опубликовано http://www.tverlife.ru/news/65590.html

С поля за карандашом и бумагой не побежишь…

К 180-летию со дня рождения Сергея Александровича Рачинского, основателя первой в России сельской школы с общежитием в селе Татево ныне Оленинского района

Фото С.А. Рачинского

Сергей Рачинский – педагог на все времена

Не каждой старой школе так везет, что ее атмосфера навеки запечатлена в известной картине художника, которая хранится сейчас в Третьяковке. Она была написана в 1895 году. Это «Устный счет» Николая Богданова-Бельского. Забыть образы крестьянских детей в холщовых рубахах и лаптях, решающих совсем непростую задачу в уме, невозможно. Мы буквально чувствуем, как ученики «шевелят мозгами». Не зря же устный счет раньше назывался «умственный». Как жаль, что эту необходимую гимнастику ума современным детям все чаще заменяет калькулятор!
Сегодня в Татевской средней школе учатся 27 ребят. Во времена Рачинского их было больше, как и самих деревень, населенных крепкими крестьянскими семьями. Но спросите сейчас учеников этой исторической школы, кто изображен на картине, и они назовут ее героев по именам. На переднем плане – Иван Ростунов из деревни Демидово. Он работал потом в колхозе, вырастил семерых детей. Двое сыновей у него погибнут в Великой Отечественной войне. На ухо учителю что-то шепчет Сергей Куприянов из деревни Горелки. У доски задумался Иван Зельтин из Перепечья. Крайний слева на картине – Дмитрий Волков. Благодаря своему учителю, который заметил у него интерес к медицине, Волков получил медицинское образование, работал в госпитале, в войну был фельдшером партизанского отряда. А после победы лечил односельчан. Его с благодарностью еще вспоминают некоторые старожилы.
– Мы уже много знаем о потомках тех, кто когда-то позировал художнику, – рассказала директор школы Валентина Михайловна Марченкова, – их дальнейший поиск превратился в увлекательную работу, которая объединяет сегодня детей, их родителей и учителей. По существу, мы пишем историю нашей малой родины в судьбах. И во главе стоит личность Сергея Александровича Рачинского, который помог этим и многим другим ребятам состояться.
На картине учитель сидит среди своих питомцев чуть в глубине. У него немного усталое лицо, но он терпеливо ждет первых результатов устного счета. Отличие его образцовой народной школы, которую он основал у себя в родовом имении Татево, от других заключалось прежде всего в качестве образования. За три-четыре года крестьянские подпаски получали практические навыки по основам земледелия, столярному и переплетному делу, их приобщали к искусству. Это кроме базовых уроков. Новшеством для тогдашней России конца позапрошлого века было наличие при школе общежития, где дети из окрестных деревень могли остаться на ночь в непогоду или даже на большее время, когда возникали трудные жизненные обстоятельства.
Почему Рачинский придавал такое значение, в частности, устному счету? У него была любимая фраза: «С поля за карандашом и бумагой не побежишь. Решать надо умственно».
В книге «Тысяча и одна задача для умственных вычислений» он объяснил суть своей методики: «Если запомнить квадраты всех чисел от одного до двадцати пяти, а большинство учеников их помнит, то легко найти квадрат любого двузначного числа, превышающего двадцать пять». Вот почему сегодняшним детям, да и взрослым надо немало попотеть, решая в уме, не столбиком, арифметический пример, увековеченный на грифельной доске знаменитым художником. Но это уже частности.
Свою судьбу Сергей Александрович круто изменил, когда ему было уже под сорок. Профессор Московского университета, обожаемый студентами, взял и уехал в тверскую глушь, пусть даже и родную. Возможно, не без влияния Льва Толстого, с которым не раз беседовал о смысле жизни. И в дальнейшем он целиком посвятил себя детям, зная совершенно точно, что «школа захватывает всю жизнь ребенка и становится великой силой». Характерная деталь: в своем кабинете он поставил топчан и нередко оставался ночевать в школе.
Одаренные ученики под крылом Рачинского могли и дальше развивать свои таланты. Очень многим ему обязан художник Богданов-Бельский. Самостоятельной возможности выбиться в люди у него не было: «Я ведь от земли, – писал он о себе, – отца не видел: я незаконнорожденный, сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал от имени уезда. Был пастушонком».
Учитель заметил, что мальчик хорошо рисует, вырезает по дереву. После основного обучения он помог ему продолжить образование в школе рисования при Троице-Сергиевой лавре. А потом – получать уроки у прекрасных мастеров в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Пройдет совсем немного времени, и Богданов-Бельский станет знаменитостью, действительным членом Академии художеств. В 1896 году его картина «Устный счет» обретет свое место в Третьяковке. И что интересно: на протяжении жизни мастер создаст целую галерею портретов именитых современников, но мы его больше помним по картинам, рисующим родную тверскую глубинку, – в них бьют неиссякающие родники детства. Кстати, сегодня в селе есть музей имени Николая Богданова-Бельского с репродукциями этих картин и деталями быта навсегда ушедшей эпохи.
Рачинский радовался всем успехам своих учеников. Многие из них впоследствии стали учителями, их дети и внуки выбрали тоже педагогику. У него и здесь были свои наработки. Способных учеников он определял себе в помощники, и они рано познавали вкус учительского труда. Татевская школа была для них делом всей жизни. Рассказывают, что Сергей Александрович и скончался в 1902 году на руках своего ученика Аркадия Серякова. Он потом возглавил школу и тоже вошел в историю. Богданов-Бельский изобразил его на картине «У больного учителя». Ее сюжет списан с натуры: дети пришли проведать захворавшего учителя и принесли ему дары леса.
Рачинский не увидел новую школу, которая была построена в селе в 1907 году. Красивое капитальное здание из красного кирпича переживет и послереволюционную разруху, и немецкую оккупацию в отличие от самой дворянской усадьбы. Ее разграбление начнется в конце двадцатых годов. Будет разрушен и фамильный склеп Рачинских, где покоились останки их рода. В войну немцы развернут в селе госпиталь. Из барского дома будет вырван старинный дубовый паркет и отправлен в Германию.
Пожалуй, сегодня именно школа является центром старинного села. И пусть ребятишек в ней немного, дух добра, света, любви, завещанный учителем, до сих пор ощущается в ее пространстве. В мае, в день 180-летия со дня рождения Рачинского, в ее стенах пройдет праздник: будут снова вспоминать этого прекрасного человека и называть по именам его учеников с картины Богданова-Бельского.
А душевная сила учителя такова, что гениальный Чайковский однажды посвятил ему свой Первый струнный квартет. И Рачинский написал в ответ в письме: «Это первый шаг к моему бессмертию». Знал ли он о том, что останется не только в памяти своих учеников, но и их потомков? Что через столько времени мы будем вглядываться в глубину картины, чтобы увидеть черты его лица? И решать арифметический пример с квадратами и дробью, заданный крестьянским детям? Со стыдом сознавая, что для устного счета он слишком сложный. Правда, с поля, как им, нам за карандашом не бежать…

Просмотры (126)

Учитель века. Учитель на века. Николай Головкин о С.А.Рачинском

Беседу вёл Николай Головкин Имя педагога-просветителя Сергея Александровича Рачинского (15 мая 1833, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния — 15 мая 1902, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния) становится всё более известным, особенно в церковных кругах…. Подробнее…

Просмотры (6)

Приветственное  слово протоиерея Алексия Панченко на первом Межрегиональном Фестивале православных обществ трезвости имени С.А. Рачинского «Татевские чтения — 2012»

Честные отцы, братья, сестры!

Рад приветствовать всех тех, с кем раньше приходилось общаться лишь по телефону, а также видеть на фотоснимках или видеороликах!

Год назад мы начали трезвенническую работу, создав семейный клуб трезвости. Для меня как священника все началось с того, что огромное количество людей, находящихся в тяжелом душевном состоянии, приходило на исповедь. Причиной такого недуга были проблемы с алкоголизмом у них самих, либо у родственников. При этом в одинаковой степени страдали как сами зависимые так и их близкие, так называемые созависимые.

15 летний опыт священнического служения убедил меня в том, что трех-пяти минут вовремя исповеди, когда я слушаю рассказы людей, недостаточно, чтобы в полной мере помочь человеку. К тому же зачастую в храм приходят люди, которые не воцерковлены, их зачастую попросту называют захожанами. А потому у них не хватает мужества, чтобы подойти к священнику после богослужения, да и у меня не хватает времени для обстоятельной беседы.

И вот в какой-то момент времени терпение кончилось, и очень четко возникло решение — пусть я не могу решить вопрос радикально, но ведь надо с чего-то начинать. Плодом долгих размышлений стало сначала создание группы, а потом православной трезвенной общины.

Вторым важным для меня моментом стал личный опыт. Когда начинаешь с самого себя, пытаешься присмотреться к себе, то поначалу считаешь, что в тебе проблем. Но однажды, в одно из воскресений после праздничного богослужения меня поразило: я забираю детей и собираюсь с ними поехать на дачу, со мной моя любимая матушка. И вдруг ловлю себя на мысли, несмотря на предчувствие радости от общения с детьми, что радости будет больше, если я выпью бутылку пива. Такие мысли меня поразили – любимые дети, супруга, дача, но оказывается этого мало. Оказывается необходим допинг. Это меня поразило. Был кризисный момент, когда я вдруг понял, что вопрос во мне находится много глубже.

Третий вывод стал следствием первых двух наблюдений. Помощь таким людям и утверждение трезвости со светской точки зрения занятие неблагодарное и унизительное, но с духовной точки зрения – это большой подвиг, требующий концентрации сил физических и моральных, душевных и духовных. Да и польза, которую можно принести людям уж больно высока.

Тогда-то мы решили двигаться к созданию группы само и взаимопомощи. Божиим промыслом нам в руки попалась книга об общине трезвости в Ромашково, которая называлась «Вразуми меня и буду жить». Прочитав беседы, я понял, что подход, изложенный в этой книге, очень близок для христианина. Так утверждается, что алкогольная зависимость является страстью, которая переходит в болезнь и извращает мироощущение самого себя, окружающего мира и Бога.

То, что было предложено – коррекция поведения, основанное на осознании своего собственного «я» очень близко для православного мировоззрения. Мы остановились на такой концепции. Мне лично кажется, что несмотря на «громадные» труды по вхождению в западное общество, большинство наших людей ориентировано на традиционные семейные ценности и молодежь все равно мечтает и тянется к семейной жизни, которая была установлена нашими отцами.

Поэтому семейный клуб трезвости – комплексное решение задачи. Сначала нас было всего три человека. На первых порах мы переписывались с московскими общинами трезвости, но тем не менее продолжали работу, так сказать, в тестовом режиме. Вскоре нас стало 12-14 человек – несколько семей. Должен сказать, что я даже комплексовал, как проводить такую встречу. Проще бы прочитать лекцию, когда люди вынуждены тебя слушать. Собственно говоря, я так и делал. Но беседа может дать гораздо больше, здесь каждый может выслушать другого и высказаться самостоятельно. Это общение душ, и это беседа, где для каждого существует пространство, где он может высказаться. Такое общение позволяет довериться друг другу, утвердиться, что меня любят, уважают, что я важен. Это раскрывает внутренние возможности человека. Как бы ни был человек обезображен или искажен внешне, человек есть образ Божий. На каком бы дне не оказалась жизнь человека, образ Божий не сокрушим. А значит есть точка, из которой может исходить полное перерождение личности.

Это эффективная работа на приходе, доступная, главное, чтобы у энтузиаста было желание и терпение. Необходимо пройти тестовый режим, научиться терпеть, преодолевать усталость, ведь не напрасно Бог его посылает. Взаимопомощь – главный постулат нашей общины трезвости, если люди срываются – то мы выезжаем к людям, молимся, звоним, не сколько уговариваем, сколько поддерживаем человека в трудной ситуации. Раньше многое приходилось делать самому, сейчас же есть люди, на которых я могу положиться.

И вот я приехал сюда, чтобы пообщаться с единомышленниками. Конечно же, захотели поехать чуть ли не все, но финансовые возможности этого не позволили. Слава Богу, что находятся помощники в добрых делах!

Вот таков мой рассказ.

Протоиерей Алексий Панченко, город Стерлитамак

 

)

Просмотры (18)